Эксплуатировать автомобиль с газобаллонным оборудованием не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Практика показывает, что неполадки в работе ГБО чаще всего возникают при нарушении правил его применения, а пренебрежение элементарными мерами безопасности и вовсе может привести к катастрофическим последствиям.

ОСОБЕННОСТИ ТОПЛИВА
Основные компоненты газового топлива – это пропан и бутан. Эти газы довольно агрессивны и способны растворять краску, жир, масло и разрушать резину, поэтому все магистрали и уплотнения в ГБО выполнены из синтетических материалов и бензомаслостойкой резины.
Летняя и зимняя смеси газов отличаются по своей структуре. Летом доля пропана в смеси составляет чуть больше 50%, тогда как зимой – более 90%. Это связано с тем, что пропан может испаряться в широком диапазоне температур, тогда как бутан при температуре 0˚C и ниже остается жидким (не способен создать избыточное давление).

ЗАПРАВКА БАЛЛОНОВ

Согласно технике безопасности, баллон должен заполняться газом не более чем на 80%. Например, если у вас баллон объемом 60 л, то заправлять в него нужно не более 48-ми литров. Оставшиеся 20% занимает так называемая «паровая подушка», которая образуется от испарения части сжиженного газа. Подушка создает в системе избыточное давление, благодаря чему жидкий газ поступает в редуктор.
Одна важная функция «паровой подушки» - обеспечение безопасности. В баллоне должно оставаться свободное место на случай существенного повышения температуры, поскольку газ имеет высокий коэффициент объемного расширения (объем жидкого газа имеет свойство увеличиваться с ростом температуры).

ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ

Эксплуатация автомобиля на газе подразумевает особый режим пуска двигателя. ГБО может нормально работать лишь тогда, когда двигатель прогрет. В летнее время эта особенность не является помехой: запуск двигателя можно производить сразу на газу, однако зимой настоятельно рекомендуется сначала запустить двигатель на бензине и только после приближения к рабочей температуре переходить на газ.

Это связано с двумя факторами:
• Более высокой температурой воспламенения
• Меньшей скоростью горения газа
Низкая температура не исключает возможность запуска, но в этом случае высока вероятность того, что редуктор обмерзнет раньше, чем прогреется двигатель. В результате газ не будет испаряться, что приведет к чрезмерному обогащению топливной смеси. В этом случае двигатель, скорее всего, заглохнет и завести его снова будет очень сложно, даже после перехода на бензин. К тому же, регулярные обмерзания редуктора могут привести к выходу из строя его мембран.
Правило запуска на бензине следует применять при температуре ниже 15˚C. Повторные запуски двигателя при той же температуре можно производить уже на газу (не касается инжекторных двигателей, которые всегда запускаются на бензине).
Оставляя автомобиль на ночь зимой, следует предварительно перевести работу двигателя на бензин – это позволит вам без проблем запустить авто утром. Это правило особенно важно для владельцев автомобилей с карбюраторными двигателями.

РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ

Газо-воздушная смесь, используемая в ГБО, отличается по своим характеристикам от смеси бензина и воздуха. В отличие от бензина, газ не смывает с поверхности цилиндра масляную пленку, не разжижает масло, не оставляет отложений и нагара, улучшая тем самым условия работы двигателя. Вместе с тем, газо-воздушная смесь не может также эффективно охлаждать седла и клапаны, как это делают пары бензина.
В целом переход двигателя на газ благоприятно сказывается на большинстве его деталей, однако здесь многое зависит от качества настройки ГБО.

Использование современного газобаллонного оборудования (III и IV поколений) не снижает мощность двигателя. Если же на автомобиле установлена система I или II поколения, то в этом случае мощность может упасть на 5-7%. Снижение мощности связано с несколькими факторами:

  • Снижается температура рабочего цикла
    • Падает максимальное давление в цилиндре
    • Снижается коэффициент наполнения камеры сгорания

Все системы ГБО допускают переключение режима «газ/бензин» непосредственно во время движения автомобиля.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Эксплуатация автомобиля на газе предполагает некоторые изменения в обслуживании:
• Периодически (каждые 5-6 тыс. км) необходимо чистить фильтрующий элемент и при необходимости заменять его на новый (обычно это делают на 15-ти тыс. км).
• Следует ежемесячно сливать конденсат из прогретого редуктора (двигатель должен быть выключен).
• Необходимо чаще чем обычно менять свечи зажигания и воздушный фильтр.
• Следует регулярно проводить обмыление соединений трубопроводов для проверки герметичности системы